Глобализация экономики
Последние 50 лет мир движется в сторону глобализации экономики. Государственные границы стали ненужным барьером на пути движения товаров и услуг, а международная торговля приобрела большее значение, чем торговля внутри границ одной страны. Сегодня конкуренция во многих отраслях промышленности имеет место на международном уровне. Такое положение стало возможным благодаря технологическим успехам в области коммуникации и транспорта.
Традиционно многонациональными (транснациональными) считались компании, которые работают на международной арене. При этом штаб-квартиры компаний находились в странах их происхождения, фабрики и заводы — в других странах, а прибыли от производства возвращались в страну компании.
Теперь появляется новый тип глобальной фирмы. Такие фирмы не базируются в одной стране, они по-настоящему интернациональны. Держатели акций происходят из различных стран, так же как и рабочая сила. Примером новых «фирм, не имеющих гражданства» могут служить «АСЕА Браун Бовери» (ABB), «Ай-Си-Ай» (ICI), «Филипс» и «Смитклайн Бичем». Фирма ABB больше других продвинулась в этом направлении. Шведская по происхождению, она перенесла свою штаб-квартиру из Стокгольма в Цюрих (географический центр Европы), ее главные менеджеры — шведы, швейцарцы и немцы, ее деятельность простирается на всю Европу, счета хранятся в американских долларах. 50% держателей акций этой фирмы не являются шведскими гражданами. В настоящее время наиболее интернациональными являются европейские фирмы.
Впереди еще долгий путь к настоящей глобализации экономики. Многие держатели акций по-прежнему находятся в стране происхождения той или иной компании, международные фирмы все еще производят и продают товары, нацеленные на специфические национальные рынки. Учитывая различия в национальных культурах, кажется невероятным, что все большее количество товаров будет производиться именно для глобального рынка, но в то же время несомненно, что через некоторое время компании, принадлежащие людям из разных стран, станут нормой.
Успехи в области телекоммуникаций и компьютерной технологии привели к экспансии сети Интернет. Всемирная сеть обеспечивает непосредственную связь между деловыми центрами и покупателями по всему миру, позволяет покупать и продавать через терминал компьютера. Интернет уже связывает между собой более 25 млн людей, и чисто его пользователей быстро растет, каждый месяц с его помощью проводится более 2000 сделок. В настоящее время этой услугой могут воспользоваться и небольшие фирмы — Интернет доступен и относительно дешев, что лает возможность доступа к международной торговле с большими компаниями. Несмотря на незначительные проблемы, влияние Интернета в деловых отношениях будет возрастать.