Размещение акций компании на бирже
Когда более-менее крупная и состоявшаяся компания достигает уже определенных вершин в бизнесе, для нее становится актуальным разместить свои ценные бумаги на бирже. Это называется IPO — Initial Public Offering, и означает первичное предложение акций инвесторам.
Компания выпускает свои ценные бумаги на открытой рынок, и после этого они начинают свободное обращение на фондовой бирже и могут быть куплены частными или корпоративными инвесторами.
В качестве ценных бумаг предлагаются, собственно, акции или депозитарные расписки, торгующиеся на зарубежных и глобальных рынках.
Наиболее распространенной целью IPO является привлечение дополнительного капитала. Компания продает акции и получает дополнительные деньги. Как правило, акции после IPO резко проседают, или, как минимум, начинают нисходящую динамику. Это происходит по причине того, что руководители акционерного общества, естественно, пытаются продать свои бумаги по наибольшей цене. Часто эта цена не соответствует объективной рыночной стоимости. Поэтому приобретать акции на IPO частному инвестору не рекомендуется.
Последним показательным примером стало размещение акций Фейсбука. После роста в самом начале торгов акции сильно обвалились и продолжили снижаться дальше в течение многих недель. При этом компания признавалась некоторыми аналитиками переоцененной. Но общий ажиотаж вокруг Фейсбука привел к эйфорическим настроениям инвесторов.
Другой целью IPO является попытка узнать реальную (рыночную) стоимость компании, объективную оценку инвесторов.
Так же IPO может служить защитой от рейдерства или других криминальных действий в отношении компании, так как позволяет рассредоточить капитал.