Анализ ценности для акционеров — Shareholder value analysis (SVA)
Анализ ценности для акционеров — это средство, позволяющее оценить фактическую экономическую, или рыночную, стоимость компании на основе дисконтирования денежных потоков (cash flow) по стоимости капитала. Основная цель анализа ценности для акционеров состоит в том, чтобы:
• установить контрольные показатели для оценки эффективности компании и управленческой деятельности;
• определить факторы, которые увеличивают стоимость операций компании;
• оценить принятие решений акционерами по распоряжению акциями компании;
• создать систему расчета нормы прибыли, что позволит акционеру или инвестору разрабатывать стратегические планы.
Следует отличать ценность для акционеров (shareholder value) от стратегической ценности для акционеров. Анализ последней направлен на то, чтобы спрогнозировать надбавки, связанные с приобретением, и соответствующую стоимость приобретения компании. К основным методам, используемым для проведения SVA, относится анализ:
• стоимости долгов, собственного капитала и стоимости капитала компании;
• финансовой модели бизнеса и прогнозируемых потребностей в капитале;
• движения свободных денежных средств (free cash flow);
• предполагаемой рентабельности инвестиций (return on investments);
• коэффициентов финансовой эффективности, в том числе рентабельности собственного капитала (return on equity), рентабельности активов (return on assets) и коэффициентов оборачиваемости;
• тенденций в формировании стоимости и основных факторов, лежащих в основе этого формирования;
• отраслевых тенденций и сопоставимых компаний для установления контрольных оценок;
• типичных надбавок, связанных с приобретением, и других оценочных данных.
Ценность для акционеров определяется просто как справедливая рыночная стоимость акций инвестора в компании. Таким образом, анализ ценности для акционера используется для того, чтобы оценить стоимость доли акционера в компании, акции которой не котируются на публичном рынке и потому имеют только номинальную стоимость. Следовательно, анализ ценности для акционера проводит оценку на основе деятельности компании.
Средства акционеров служат разумной отправной точкой для оценки. Дополнительно к ним можно использовать стоимость гудвилла. В случаях, когда есть несколько зарегистрированных компаний, аналогичных той, которую оценивают, в анализе ценности для акционеров можно учитывать и такие данные. В определении ценности для акционера выделяются три основных этапа:
• определение денежных потоков компании от операционной деятельности на основе существующих факторов стоимости;
• определение стоимости капитала для аналогичных зарегистрированных компаний;
• расчет окончательной, или остаточной, стоимости.